http://www.conflictologiy.narod.ru

Лекция 4.  Функции и динамика конфликтов

 

    Вопросы:             1. Функции конфликта. 

2. Периоды и этапы конфликта.

3. Динамика различных видов конфликтов.

 

1.  Функции конфликта

Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. Если целью одной из сторон может быть устранение противоречия, то целью другой стороны может  быть  сохранение статус-кво, уклонение от конфликта или разрешение противоречия без противоборства.

 В конфликтах могут быть заинтересованы не сами оппоненты, а иные силы, провоцирующие конфликт. Это необходимо учитывать, давая собственную оценку ситуации.

Итак, по отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.

Конструктивные функции:

·      Конфликт устраняет полностью или частично противоречия, возникающие в силу  несовершенства  организации  деятельности, ошибок управления, выполнения обязанностей и т.п. при разрешении конфликтов в более чем 65%  случаев удается полностью  или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе.

·      Конфликт позволяет  более  полно  оценить  индивидуально-психологические особенности людей,  участвующих в нем. Конфликт высвечивает ценностные ориентации человека,  относительную силу его  мотивов,  выявляет  психологическую  устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации.  Он способствует раскрытию не только отрицательных, но и положительных сторон в человеке. Приблизительно в 10-15% конфликтных ситуаций взаимоотношения между  оппонентами после завершения конфликта становятся лучше, чем были до него.

·      Конфликт  позволяет  ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие,  сопровождаемое  бурными эмоциями, снимает у  человека  эмоциональную  напряженность,   приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций. Одним из финальных ощущений конфликта может быть катарсис, т.е. выход накопившейся энергии, которая давила на человека длительное время.

·      Конфликт служит источником развития  личности,  межличностных отношений.   При  условии  конструктивного  разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту,  расширить сферу  и  способы взаимодействия с окружающими.  Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций.

·      Конфликт  может  улучшить  качество индивидуальной деятельности. После завершения конфликта по вертикали у руководителя качество  деятельности повышается в 28%  случаев, понижается в 17% случаев, качество деятельности подчиненного, напротив, чаще ухудшается.  Связано это, видимо, с тем, что руководитель в силу своего статуса чаще добивается своего.  Не конфликтуйте с начальством!

·      При отстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников, заметно улучшается отношение сослуживцев к нему.  Независимо от результата конфликта это  происходит  в четыре раза  чаще  чем по отношению к оппоненту, отстаивающему сомнительные цели.

·      Межличностные  конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению личности.

Деструктивные функции:

Выраженное негативное воздействие большинства  конфликтов на  психическое  состояние участников.  Как правило, после завершения конфликта настроение в целом ухудшается в 31 случае из 100  и практически никогда не улучшается сразу после завершения конфликта.

Неблагополучно  развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим  насилием,  травмированием оппонентов. По  статистике  большинство умышленных убийств совершается в результате эскалации конфликта.

Конфликт  сопровождается  стрессом.  При частых эмоционально напряженных  конфликтах  резко  возрастает  вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта.

Конфликт  формирует  негативный  образ другого - "образ врага" - который легко восстанавливается в случае  возникновения даже  незначительных осложнений отношений и нередко приводит к возникновению нового конфликта.

Если победа в конфликте одержана с помощью насилия, велика вероятность того,  что впоследствии человек  прибегнет  в подобной ситуации  к  такому  же  способу решения проблемы без достаточных оснований.

Поражение  в конфликте отрицательно влияет на Я-концепцию человека.

Таково влияние конфликта на непосредственных участников. Но конфликт оказывает воздействие не только на участвующие в нем стороны, но иногда и на макро- и микросреду. Степень влияния  конфликта  на  группу  прямопропорциональна степени связи сторон с окружением,  в котором этот конфликт происходит, прямопропорциональна  рангу  участников,  интенсивности  противоборства.

Конструктивные функции:

     * Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества (например, инновационный конфликт).

     * Конфликт высвечивает нерешенные проблемы. Межличностные конфликты в  организациях  почти  в три раза чаще положительно влияют на эффективность совместной деятельности,  чем  отрицательно.

     * Конфликт проявляет общественное мнение.

     * Конфликт иногда способствует созданию новых, более благоприятных условий деятельности человека.

     * Конфликт  может  выполнять  функцию сплочения группы (и даже целого народа).

     * В  научных коллективах конфликты создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий исследования, что способствует продуктивному поиску верного решения (В споре рождается истина).

     * Завершение  конфликта  часто  сопровождается повышением дисциплины работников,  ускорением реагирования сотрудников на замечания и пожелания друг друга, установлением более доброжелательной обстановки.

     Деструктивные функции:

·      Конфликт  всегда  сопровождается  временным  нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе

·      Если конфликт завершился принятием деструктивного решения, взаимоотношения в коллективе ухудшаются в 19-30% случаев.

·      Частые конфликты ведут к снижению  групповой  сплоченности.

·      Иногда ухудшается качество совместной  деятельности  во время конфликта. Если конфликт не разрешился, а медленно затухает или перевес на стороне того,  кто,  с точки зрения группы, неправ, качество совместной деятельности снижается и после завершения конфликта.

     Можно сделать вывод: хорошего понемножку. Конфликт должен быть не слишком частым и умело управляемым. Только в этом случае он приносит максимальную пользу.

 

2. Периоды и этапы в развитии конфликта

     Любой конфликт имеет временные границы - начало и окончание конфликта.

     Начало конфликта  характеризуется  возникновением  первых актов противодействия.

     Конфликт считается  начавшимся  в  случае совпадения трех условий:

     * один  участник  сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (как физически, так и морально, информационно);

     * второй участник осознает, что указанные действия направлены против его интересов;

     * второй  участник  в связи  с этим предпринимает активные действия по отношению к первому участнику.

     Таким образом, народная мудрость,  говорящая о  том,  что спорят всегда  двое, вполне справедлива,  и ответственность за конфликт несет не только инициатор.

     Окончание конфликта  -  прекращение  действий друг против друга.

     В динамике  конфликта  можно выделить следующие периоды и этапы:

     Латентный период (предконфликт) включает этапы:

     Возникновение объективной проблемной ситуации - существует противоречие между субъектами, но оно еще не осознано и нет конфликтных действий.

     Осознание объективной проблемной ситуации - восприятие реальности как проблемной и понимание необходимости  предпринять какие-то действия.

     Попытки сторон разрешить объективную ситуацию неконфликтными способами (убеждением,  разъяснением, просьбами, информированием).

     Предконфликтная ситуация -  ситуация  воспринимается  как наличие угрозы  безопасности,  общественным интересам одной из сторон взаимодействия,  что провоцирует конфликтное поведение.

Важно понять,  что угроза воспринимается не как потенциальная, а как непосредственная.

     Открытый период часто называют собственно конфликтом.  Он включает следующие этапы:

     Инцидент -  первое столкновение сторон.  При значительной диспропорции сил конфликт может закончиться инцидентом.

     Эскалация (от лат.  scala - лестница) - резкая интенсификация борьбы оппонентов. Ее признаки:

     1) сужение  когнитивной  сферы в поведении и деятельности, переход к более примитивным способам отражения.

     2) вытеснение адекватного восприятия другого образом врага, акцентуация отрицательных качеств (как реальных, так и иллюзорных). Тревожные сигналы,  свидетельствующие  о  том,  что "образ врага" доминирует:

     * недоверие (все, что исходит от врага, - либо плохо, либо, если это разумно, преследует нечестные цели);

     * возложение вины на врага (враг ответственен за все возникшие проблемы и виноват во всем);

     * негативное ожидание (все,  что делает враг, он делает с единственной целью - нанести вам вред);

    *отождествление со злом (враг воплощает  противоположное тому, что вы есть и к чему стремитесь, он хочет уничтожить то, чем вы дорожите и поэтому должен быть сам уничтожен);

     * представление  "нулевой  суммы" (все, что выгодно врагу вредит вам и наоборот);

     * деиндивидуализация  (всякий,  кто  принадлежит к данной группе, автоматически является врагом);

     * отказ  в  сочувствии (вы не имеете ничего общего с вашим врагом, никакая информация не смоет побудить у вас проявлять  к нему гуманные чувства, руководствоваться этическими критериями по отношению к врагу опасно и неблагоразумно).

     3) рост эмоционального напряжения.  Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба;  снижение управляемости противоположной стороной; невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме в короткое время; сопротивление оппонента.

     4) переход  от  аргументов к претензиям и личным выпадам. Конфликт начинается обычно с высказывания достаточно  разумных аргументов. Но  аргументы  сопровождаются  яркой эмоциональной окраской. Оппонент,  как правило,  реагирует не на аргумент, а на окраску. Его ответ уже воспринимается не как контраргумент, а как оскорбление, угроза самооценке личности. Конфликт смещается с рационального плана на уровень эмоций.

     5) рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых  интересов и их поляризация.  Более интенсивное действие затрагивает более важные интересы другой стороны,  в связи с чем эскалация конфликта  моет  рассматриваться  как процесс углубления противоречий. При эскалации интересы конфликтующих как бы разводятся на два противоположных полюса.

     6) применение насилия. Как правило, агрессия связана с какой-либо внутренней  компенсацией,  возмещением ущерба.  Важно учитывать, что на этом этапе значение имеет не только реальная угроза, но  иногда  в значительной степени больше - угроза потенциальная.

7) потеря первоначального предмета разногласий

8)  расширение границ конфликта (генерализация) -  переход к более глубоким противоречиям, увеличение потенциальных точек столкновения.

     9) может иметь место увеличение числа участников.

     Если вы захотите лучше представить себе внешнюю  сторону конфликта, рекомендую  вам воспользоваться теорией "симметричного схимогенеза" Г.Бейтсона.

     Если же  вас  заинтересуют  внутренние причины конфликта, обратитесь к теории эволюционной эпистемологии Г.  Вольмера  и К.Лоренца. Эта теория проводит интересные параллели между поведением человека в конфликте и поведением человека  в  момент угрозы вообще,  такими  свойствами  человеческой  психики как, например, тяга к неизвестному.  По мере обострения  конфликта, согласно этой теории,  человек проходит все стадии онтогенеза, но только в обратном порядке.

     Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации. Возрастает  значимость  собственных желаний и аргументов. Возникает страх, что будет утеряна почва для совместного решения проблемы. Растет психическая напряженность.

     Третий этап - начало эскалации. Силовое действие (не обязательно физическое воздействие, но и любое усилие) замещает бесполезные дискуссии.  Ожидания участников парадоксальны: обе стороны надеются  путем нажима и твердости вызвать перемену позиций оппонента,  но никто не готов добровольно  уступить.  Этот уровень психического реагирования, когда рассудочное поведение сменяется эмоциональным, соответствует возрасту 8-10 лет.

     Четвертый этап  - возраст 6-8 лет,  когда образ "другого" еще сохраняется,  но человек больше не  считается  с  мыслями, чувствами, положением  этого "другого".  В эмоциональной сфере доминирует черно-белый подход.  Все, что "не я" и  "не  мы"  - плохо и отвергается.

     На пятом этапе происходит абсолютизация негативной оценки оппонента и  позитивной  - себя.  На карту ставятся "священные ценности", все высшие формы убеждений и высшие моральные  обязательства. Оппонент  становится  абсолютным  врагом  и только врагом, обесценивается до состояния вещи  и  лишается  человеческих черт. Но параллельно с этим по отношению к другим людям человек продолжает вести себя как взрослый, что мешает неопытному наблюдателю понять суть происходящего.

В момент эскалации конфликта человеком нередко руководит агрессия - т.е. стремление принести вред или боль другому.

Выделяют два типа агрессии - агрессию-самоцель (враждебная агрессия) и агрессию-инструмент для достижения чего-либо (инструментальная агрессия.

 

АГРЕССИЯ

í       î

 

ВРАЖДЕБНАЯ                                ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ

Спор о природе агрессии велся с незапамятных времен и не утихает до сих пор. Что такое агрессия. Ж.Ж.Руссо полагал, что это следствие искажения человеческой природы. З.Фрейд говорил о естественности этого состояния и частично объяснял ее существованием инстинкта смерти  (Танатос), проявляющегося в прямом и сублимированном виде. Скорее всего, агрессия - это функция сложного взаимодействия между врожденными склонностями и усвоенными реакциями.

Следующий этап - сбалансированное противодействие -  стороны  продолжают  противодействовать,  но интенсивность борьбы снижается.

     Завершение конфликта - переход к поиску решения проблемы.

Основные формы завершения конфликта - разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.

Послеконфликтный период включает этапы - частичную и  полную нормализацию отношений оппонентов.

     Частичная нормализация наступает в случае, когда негативные эмоции  полностью не исчезли и сопровождается переживаниями, осмыслением произошедшего,  коррекцией  оценок  оппонента, чувством вины за свои действия во время конфликта.

     Полная нормализация  отношений  наступает  при  осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия.

     Все эти периоды и этапы могут  иметь  различную  длительность. Некоторые этапы могут опускаться или занимать настолько незначительный промежуток времени, что практически отсутствует возможность различить их.

     Р. Валтон выделяет в конфликте этапы дифференциации и  интеграции сторон.   Последний  наступает  с  момента  осознания бессмысленности дальнейшей эскалации.

     Итак, конфликт  - это явление со сложной структурой и динамикой, а поэтому тактики его разрешения должны отличаться в зависимости от этапа, периода и их продолжительности.

Фаза конфликта

Этап конфликта

Возможности разрешения конфликта (%)

Начальная фаза

Возникновение и развитие конфликтной ситуации; осознание конфликтной ситуации…

92%

эскалация

Начало открытого конфликтного взаимодействия

46%

Пик конфликта

Развитие открытого конфликта

Менее 5%

Фаза спада

-

Около 20%

 

 

3.  Динамика различных видов конфликтов.

     Динамика конфликтов может быть различной в зависимости от типа конфликта и его участников.  Так,  например,  большинство конфликтов по  вертикали  (78%)  завершается  в  течение трех месяцев, тогда как только 65%  конфликтов  между  госслужащими завершается в течение полугода.

     Существуют и другие зависимости динамики конфликтов.  Так в экстремальных  условиях  конфликты  развиваются  значительно быстрее и, следовательно, они гораздо скоротечнее.

     Интересна также  зависимость длительности конфликта и его результатов.

     Например, в  конфликтах  по  вертикали руководитель обычно добивается своих целей в случае их скоротечности.  Чем продолжительнее конфликт, тем больше шансов у подчиненного.

     В длительных конфликтах уменьшается деловая и  увеличивается эмоциональная составляющая.

     Динамика частоты конфликтов зависит от циклических  изменений характера совместной деятельности в течение года.

     У учащихся также существуют свои колебания  уровня  конфликтности. Он  повышается  в  первом семестре, что объясняется сложностью адаптации к жесткому режиму учебы, и в период экзаменов. Частота  конфликтов  увеличивается приблизительно в 1.5 раза.

 

Hosted by uCoz