http://www.conflictologiy.narod.ru |
Тема 2. КОНФЛИКТ КАК
ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ.
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
КОНФЛИКТОЛОГИИ
Вопросы: 1. Понятие конфликта;
2.
Проблема эволюции конфликта;
3.
Конфликт как тип трудной ситуации;
4.
Объект и предмет конфликтологии;
5.
Цели и задачи конфликтологии.
I. Понятие конфликта
Наиболее широкое
распространение получили два подхода в понимании конфликта. При одном из них
конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т.е. весьма широко.
При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе (вспомним античных
философов).
Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Круг участников конфликта ограничивается группой людей. Именно такое определение конфликта дает психологический словарь.
Мы возьмем за
основу следующее определение конфликта:
под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых
противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии
субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
Необходимыми и
достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектов
социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений. А
также состояние противоборства между ними.
Если субъекты
конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций, или,
наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, то такие ситуации являются предконфликтными.
Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах:
общении, поведении, деятельности.
Существует три
типа конфликтов: внутриличностные, социальные и зооконфликты. Мы будем
рассматривать первые два. В рамках социальных конфликтов выделяются
межличностные конфликты, конфликты между малыми, средними и большими
социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и
их коалициями.
Разумеется, центральным объектом журналистской конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром - межличностные.
Однако понимание
мотивов социальных конфликтов будет затруднено без изучения тех процессов,
которые происходят в психике и предшествуют конфликтному поведению.
II. Проблема эволюции
конфликта
Для того, чтобы
разобраться в причинах того, почему в конфликтной ситуации мы поступаем так или
иначе, необходимо иметь очень четкое представление о функционировании психики в
момент конфликта. А для этого нужно представлять себе эволюцию конфликта.
Мы привыкли
думать, что нашими поступками руководит сознание. И это отчасти так. Однако
структура психики включает несколько уровней: бесознательное, подсознание,
сознание и надсознание. Логично будет предположить, что чем более длительный
период развития прошел каждый из этих отделов, тем более совершенен он с
эволюционной точки зрения, тем более упорядочено его взаимодействие с
другими уровнями. Следовательно, чем более древним является образование, тем больше оснований
считать, что именно к нему, как к самому
надежному, проверенному временем обратится человеческий организм в
кризисной ситуации.
Давайте
посмотрим, какое место в эволюции конфликта занимает каждый из отделов психики.
Первоначальный
уровень психического отражения является бессознательным. Он представлен,
главным образом, инстинктами. К основным
инстинктам можно отнести инстинкт самосохранения (продления
жизни), размножения (сохранения
вида) и смерти (последний
признается не всеми, о нем можно
спорить, поэтому мы будем учитывать его в последнюю очередь, хотя именно в
конфликтах он проявляется с максимальной полнотой). Первые два инстинкта
продиктованы мной в иерархической последовательности. То есть когда
удовлетворяется первый (жизнедеятельность
человеческого организма вне опасности), начинает функционировать
второй (появляется стремление к продлению рода).
Приблизительно
50 млн. лет назад у высших животных появился новый, более совершенный уровень
психического отражения - подсознание. Оно в основном представлено эмоциями. Эмоции характеризуются большим
разнообразием. Их можно разделить на два большие класса: положительные и
отрицательные.
Сознание,
свойственное человеку, возникло примерно 500 тыс. лет назад. Это высший уровень
психического отражения, возникший естественным эволюционным путем. Сознание
присуще только человеку как общественно-историческому существу.
К надсознанию мы
относим психические образования, которые способен сформировать у себя человек в
результате длительных специальных, целенаправленных тренировок. Возникло оно
примерно 5 тыс. лет назад (примеры).
Если
представить время макроэволюции психики в виде отрезка длиною
в один метр, то сознанию будет
соответствовать 1мм., а подсознанию - 10 см. Время эволюции сознания в процессе
развития жизни на Земле составляет примерно 0.1% времени эволюции бессознательного.
Один из
важнейших выводов, вытекающих из сказанного выше, состоит в том,
что бессознательное и
подсознание играют в повседневной жизни человека гораздо более значительную роль, чем кажется.
В принятии
решения о выборе того или иного варианта поведения участвуют все уровни
психики. Но в стрессовых, конфликтных ситуациях регулирующая роль
бессознательного и подсознания заметно возрастает. Поэтому при анализе
конфликта мы будем учитывать их влияние.
III. Конфликт как тип
трудной ситуации
Если исходить из
психологической сущности конфликта, то
он может быть рассмотрен как один из типов трудных ситуаций, возникающих в процессе
жизнедеятельности человека и социальной группы.
Общие признаки
трудной ситуации таковы:
-наличие
трудности, осознание личностью
угрозы, препятствия на пути
реализации каких-либо целей, мотивов;
-состояние
психической напряженности как реакция личности на трудность,
преодоление которой значимо для субъекта;
-заметное изменение привычных
параметров деятельности,
поведения, общения, выход за рамки "обыкновенности".
Основные виды трудных ситуаций:
-ситуация
деятельности,
-ситуация
социального взаимодействия
-ситуация
внутриличностного плана.
В зависимости от
того, как воспринимается угроза, трудные ситуации могут иметь три уровня:
1) трудности,
как потенциальная угроза (проблемные ситуации деятельности, проблемные ситуации взаимодействия и внутренние затруднения);
2) трудность
как непосредственная угроза (критические, аварийные ситуации деятельности, предконфликтные
ситуации взаимодействия, внутриличностные конфликты);
3) трудности как
реализующаяся угроза (экстремальные, в том числе и боевые,
ситуации, конфликтные ситуации и
внутриличностные кризисы).
В трудной ситуации
деятельности человеку противостоит среда. В трудной ситуации
взаимодействия человеку противостоит другой человек или группа. В трудной
ситуации внутриличностного плана человек противодействует самому себе.
Разберем
подробнее все типы трудных ситуаций.
Проблемные
ситуации деятельности отличаются новой
задачей, которая решается в обычны обстоятельствах. Такие ситуации требуют
мобилизации познавательных способностей человека и эмоциональной
устойчивости.
Критические
ситуации связаны с заметно меняющимися условиями, в которых протекает
деятельность
Экстремальные
ситуации представляют собой крайнее
проявление трудных ситуаций,
требуют максимального напряжения психических и физических сил человека
для выхода из них.
Проблемная
ситуация взаимодействия характеризуется
наличием противоречия и положительным или
нейтральным отношением субъектов
взаимодействия друг к другу. Межличностная напряженность невелика. Рациональная
составляющая является основой поведения и
общения. Угроза со стороны другого оценивается как
потенциальная.
Предконфликтная
ситуация взаимодействия
отличается от проблемной более высокой
степенью психической напряженности. Сторонами или одной
из сторон допущены
действия, которые
рассматриваются оппонентом как нанесение морального или физического ущерба. Характеризуется началом формирования
негативного отношения к другому,
готовностью противодействовать.
Высока вероятность перерастания в конфликт.
Для конфликтной
ситуации взаимодействия свойственно
противодействие в виде общения,
поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем
ограничения активности оппонента, нанесения
ему морального или материального
ущерба, а также негативное отношение друг к другу. Преобладает мотивация
"на себя". Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы
индивида мобилизуются для достижения победы над оппонентом.
Внутриличностные
затруднения - относительно несложные проблемы внутренней жизни человека. Представляют собой психические состояния
сомнения, нерешительности, ненайденного выхода, отсутствие решения проблемы.
Внутриличностные
конфликты - наиболее обширный тип внутриличностных трудных ситуаций. Острота
протекания внутриличностного конфликта зависит от восприятия личностью
значимости трудной ситуации, ее психологической устойчивости.
Внутриличностные
(жизненные) кризисы выступают как особые относительно положительные периоды
жизни личности, характеризующиеся заметными психологическими изменениями. Выделяют
возрастные, невротические и травматические кризисы. Кроме того,
внутриличностные кризисы подразделяются по деятельностному критерию (кризис
операциональной стороны жизнедеятельности: «не знаю, как жить дальше»; кризис
мотивационно-целевой стороны жизнедеятельности: «не знаю, для чего жить
дальше»; кризис смысловой стороны: «не знаю, зачем вообще жить дальше»). Как
правило, внутриличностные кризисы являются
своеобразными поворотными пунктами жизненного пути личности,
сопровождаются перестройкой смысловых структур сознания личности, возможной
переориентацией на новые ценности и цели.
Выделенные типы
трудных ситуаций редко возникают в изолированном виде. Обычно они как бы
наслаиваются друг на друга.
Трудность
ситуации в значительной степени определяется субъективной составляющей:
n объективной угрозы может и
не быть, а человек, ошибаясь, воспринимает ситуацию как трудную. Причиной может
быть его неподготовленность, искаженное восприятие;
n могут существовать реальные объективные факторы (угроза смерти,
опасность аварии), но человек не знает об их существовании и не осознает
ситуацию как трудную;
n личность может осознавать трудность ситуации, но неоправданно
считать ее не слишком трудной для себя;
n ситуация может быть очень значима для личности, но, не находя ее решения, человек может прибегнуть к
психологической защите и уйти от ее реального веса.
n ситуация может быть объективно сложной, но наличие знаний и опыта
позволят преодолевать ее без особых трудностей.
Специфической
реакцией личности на трудную ситуацию можно считать психическую напряженность, которая характеризуется активной
перестройкой и интеграцией психических процессов в направлении доминирования
мотивационных и эмоциональных компонентов.
В зависимости от
влияния напряженности на психические функции выделяют следующие ее формы:
n перцептивную (возникающую
при затруднении в восприятии);
n интеллектуальную (человек
затрудняется решить задачу);
n эмоциональную (возникают эмоции, дезорганизующие поведение и деятельность);
n
волевую
(человек не может управлять собой);
n
мотивационную
(связанную с борьбой мотивов).
Устойчивые и
неустойчивые люди ведут себя в трудных ситуациях по-разному.
Мотив деятельности Цель, задачи |
|
Действия, ведущие к
достижению цели |
|
Осознание трудности |
|
Негативная эмоциональная
реакция |
|
Поиск способа преодоления
трудности |
Спонтанные поиски выхода |
Понижение силы
отрицательных эмоций |
Усугубление осознаваемых
трудностей |
Улучшение функционирования |
Возрастание силы
негативных эмоций |
Оптимизация уровня
возбуждения |
Ухудшение функционирования |
|
Понижение мотивации (или оборонительная
реакция) |
Психологическая устойчивость -
это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального
функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия
трудных ситуаций. Она не является врожденным свойством личности, а формируется
одновременно с ее развитием и зависит от:
n типа нервной системы
человека;
n опыт человека, профессиональной подготовки;
n навыков и умений поведения и деятельности;
n уровня развития основных познавательных структур личности.
Среди
компонентов психологической устойчивости выделяют: эмоциональный, волевой,
интеллектуальный (познавательный), мотивационный и психомоторный.
Психологическая устойчивость - это не просто их сумма, а интегративное образование.
Зависимость
эффективности деятельности в трудных ситуациях от уровня психологической
устойчивости и профессионального мастерства. С ростом трудности ситуации
эффективность деятельности все больше и больше начинает зависеть от
психологической устойчивости, а не только от профессионального мастерства.
IV. Объект и предмет
конфликтологии
Объектом
комплексного изучения конфликтологии являются конфликты в целом, а предметом -
общие закономерности их возникновения, развития и завершения. Конфликтологию интересуют
три типа конфликта: внутриличностные, зооконфликты и социальные конфликты. При
всей важности вторых для общего понимания сущности конфликта, центральным
объектом журналистской конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром
- межличностные. Однако социальные конфликты тесно связаны с внутриличностными,
поэтому понимание мотивов социальных конфликтов будет затруднено без изучения
тех процессов, которые происходят в психике и предшествуют конфликтному
поведению.
V. Цели и задачи журналистской
конфликтологии
Основные цели:
n исследование конфликтов,
связанных с деятельностью журналиста;
n организация системы
практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и
урегулированию конфликтов.
Наиболее
актуальные на сегодняшний день задачи:
n преодолеть крайне низкий
уровень конфликтологических знаний в журналистской среде;
n создать системную базу
эмпирических знаний, включающую результаты ситуативного анализа реальных
конфликтов в области журналистики;
n разработать методики и
технологии оценки опасности возникновения конфликтов в основных сферах
жизнедеятельности журналиста.