http://www.conflictologiy.narod.ru

Лекция 7.  Основы предупреждения конфликта

 

Вопросы:                 1. Прогнозирование и профилактика конфликтов

2.  Технология предупреждения конфликтов

3.  Оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов

4.  Компетентная оценка результатов деятельности как условие предупреждения конфликтов

 

Банальная фраза «предупредить проще, чем разрешить» в применении к конфликту не срабатывает. Не срабатывает преимущественно по двум причинам:

2.                           не все конфликты надо предупреждать (и нельзя жить вообще без конфликта, свои негативные импульсы мы должны отреагировать)

3.                           даже те конфликты, которые вам необходимо предупредить, очень сложно спрогнозировать, сложно предсказать их развитие и найти способы предупреждения (единственный верный способ – избегание).

Предупреждение конфликта входит в понятие управление конфликтом.

Этап конфликта

Содержание управления

1

предконфликт

Прогнозирование

Предупреждение /стимулирование

2

Осознание конфликтной ситуации хотя бы одной из сторон

Предупреждение /стимулирование

3

Начало открытого конфликтного взаимодействия

Регулирование

4

Эскалация конфликта

Регулирование

5

Разрешение или затухание конфликта

Разрешение

 

Этапы управления конфликтом:

1.  симптоматика

2.  диагностика

3.  прогнозирование

4.  разрешение

Управляющие воздействия:

1. пресечение

2.      гашение

3.      преодоление

4.      устранение

 

1.  Прогнозирование и профилактика конфликтов

В существующих условиях прогнозирование конфликта возможно лишь на короткий срок и с небольшой долей вероятности. Для того, чтобы прогнозирование было осуществимо, необходимо, чтобы конфликтология сформировала четкие объяснительные модели конфликтов. Но мы с вами знаем, что любому конфликту предшествует предконфликтная ситуация. Без этого конфликт почти невозможен. Иногда такая ситуация бывает молниеносной, и мы уже не в состоянии ничего сделать по предупреждению конфликта. Но чаще предконфликтная ситуация имеет достаточную для предупреждения продолжительность.

Соционика базируется на типологии, разработанной Карлом Густавом Юнгом. Именно он выделил 16 психотипов, к которым можно в той или иной степени отнести всех людей. Определение этих психотипов настолько просто, что каждый из вас с легкостью узнает в одном из них себя. Существуют тесты, состоящие из более чем 70-ти вопросов, включающие 4 возможных варианта ответа на каждый. Но существует и более легкий тест состоящий всего лишь из 8 утверждений. Этот тест абсолютно достоверен, поскольку полностью подтверждается самыми сложными тестами. Но этот тест имеет преимущества. Чтобы определить психотип вашего оппонента или родственника или друга с помощью других тестов, нужно заставить человека отвечать на вопросы, а это не всегда удается. Особенно в конфликтных ситуациях. Тот тест, который мы сегодня запишем, составлен так, что вы сами можете за человека ответить на все вопросы и получить его психотип без согласия этого человека. Такие знания, конечно же, помогут вам в конфликте. Психотипы различаются на основе таких противопоставленных пар как

Экстраверсия-интроверсия

Мыслительность-эмоциональность

Сенсорность-интуитивность

Рациональность-иррациональность.

Для определения соционического типа воспользуйтесь цифровым тестом (в парах высказываний определите 1, которое, по вашему мнению, более точно вас характеризует). В итоге у вас получится четырехзначная цифра.

 

1.                 Ваша работоспособность равномерна, а если меняется, то только по известной вам причине. Вы не любите откладывать дела «на потом», предпочитая готовиться ко всему заранее, и не склонны менять свои планы или решения. Вас тяготит неопределенность, поэтому вы предпочитаете иметь четкий временной график работы.

2.                 Ваша работоспособность характеризуется подъемами и спадами активности, которые часто бывают у вас без определенных причин. Обычно вы не составляете планы наперед, предпочитая действовать по ситуации. Чаще всего принимаете решения и совершаете «прорыв» в последний момент. Вам трудно укладываться в сроки, подчиняться определенному графику или распорядку.

 

3.                 Вы не придаете большого значения эмоциональным разногласиям между людьми, пока они не задевают ваших принципов. В деловых отношениях профессионализм ставите выше других личных качеств и не идете на поводу у своих симпатий и антипатий. Предпочитаете не обсуждать темы личной жизни. Вас больше интересуют другие вопросы. Считаете, что важнее быть правым, чем приятным.

4.                 Вы хорошо разбираетесь в скрытых чувствах, побуждениях и взаимоотношениях людей. Охотно участвуете в обсуждении и решении их личных проблем. Долго помните и переживаете обиды. Склонны к компромиссам в делах ради сохранения хороших отношений. Ваша дипломатичность позволяет найти правильный подход к каждому.

 

5.                 Вы реалистичны, практичны и деятельны. Уверены в своих потребностях и умеете отстаивать свои интересы. Ваши высказывания конкретны, и вы не любите выслушивать длинные и абстрактные ответы. С недоверием относитесь к теориям, не проверенным практикой и опытом других. Всегда проверяете результаты сделанного.

6.                 Вы человек с развитым воображением, хорошо предвидите развитие событий, но можете проявлять рассеянность или медлить с внедрением своих планов. Часто уступаете свои позиции более активным и напористым партнерам. Вы любите экспериментировать, интерес к новому так велик, что может превалировать над пользой.

 

7.                 Вам обычно свойственны сдержанность и осторожность в высказываниях. Вы предпочитаете скрывать свое внутреннее состояние и стараетесь не выделяться среди других. Редко проявляете инициативу в знакомствах, предпочитаете привычный круг людей.

8.                 Вам присущи смелость, импульсивность, решительность. Вы не боитесь риска. Открыты и доверчивы. Вы охотно проявляете инициативу в новых делах и знакомствах. В работе часто отдаете сил больше, чем нужно, так что Вам трудно вовремя остановиться.

2368 – Дон Кихот - искатель

2457 – Дюма - посредник

1458 – Гюго - энтузиаст

1367 – Робеспьер - аналитик

1468 – Гамлет - артист

1357 – Максим - систематик

2358 – Жуков - организатор

2467 – Есенин - лирик

2458 – Наполеон - лидер

2367 – Бальзак - критик

1368 – Джек - предприниматель

1457 – Драйзер - хранитель

1358 – Штирлиц - администратор

1467 – Достоевский - гуманист

2468 – Гексли - инициатор

2357 – Габен – мастер

Условно все эти типы можно разделить на 4 группы:

Практики: Штирлиц, Габен, Жуков, Максим

Исследователи: Джек, Бальзак, Дон Кихот, Робеспьер

Социалы: Гюго, Дюма, Наполеон, Драйзер

Гуманитарии: Гамлет, Есенин, Гексли, Достоевский

Отношения между типами:

Дуальные отношения

Это – наиболее благоприятное сочетание психотипов. Это отношения полного дополнения. Они образуют и пары, и четверки.

Дюма и Дон Кихот

Робеспьер и Гюго

 


Есенин и Жуков

Гамлет и Максим

 


Наполеон и Бальзак

Драйзер и Джек

 


Габен и Гексли

Штирлиц и Достоевский

Полудуальные отношения

Все идет прекрасно, пока люди знакомятся. Строят планы, договариваются о делах. Но когда они начинают осуществлять задуманное, оказывается, что у обоих есть одна и та же сфера, где и тот, и другой не сильны. Стало быть, по этим функциям они не могут эффективно помогать друг другу. При достаточном сближении может возникнуть разочарование.

Робеспьер и Гамлет

Дон Кихот и Габен

Есенин и Наполеон

Джек и Достоевский

Миражные отношения

Партнеры ладят друг с другом, но им легче поддерживать связи в делах не очень серьезных, - например, где-нибудь на совместном отдыхе. В общем эти отношения бывают приятными, но не более того.

Дон Кихот и Есенин

Штирлиц и Робеспьер

Гексли и Бальзак

Отношения полной противоположности.

У партнеров нет ни одной значительной области, в которой было бы достигнуто взаимопонимание и присутствовали одинаковые взгляды на проблему. Там, где один уделяет внимание внешним процессам другой ориентируется на внутреннюю установку и наоборот. В результате партнерам трудно понять друг друга и договориться.

Случается, что при знакомстве такие партнеры привлекают друг друга своей «загадочностью», но союзы их недолговечны.

Есенин и Гексли

Гюго и Драйзер

Дон Кихот и Бальзак

Наполеон и Дюма

Джек и Робесьпер

Зеркальные отношения

В этих отношениях партнеры довольно схожи по всем признакам, но один – интроверт, а другой – экстраверт. То, что говорит один, с легкостью реализует другой. Им есть чему поучиться друг у друга. Правда иногда это приводит к искушению поучать партнера.

Робеспьер и Дон Кихот

Достоевский и Гексли

Дюма и Гюго

Жуков и Максим

Отношения конфликта

Партнеры, находящиеся в таких отношениях. Могут симпатизировать друг другу только тогда. Когда находятся на значительном расстоянии. Каждого  привлекает сильная функция партнера, поскольку он сам, в сфере действия этой функции, наиболее раним и неуверен в себе. Но при сближении партнеры рано или поздно ощущают давление на свои слабые точки, и чтобы избежать дискомфорта, увеличивают дистанцию.

Максим и Гексли

Дюма и Джек

Есенин и Штирлиц

Наполеон и Робеспьер

Достоевский и Жуков

Отношения ревизии

В этом случае функции партнеров расположены так, что самая сильная функция одного (ревизор) давит на самую слабую функцию другого (ревизуемый). Но в свою очередь ревизуемый не имеет выхода на слабую функцию ревизора. Особенность отношений такого рода – в их асимметричности, в том, что ревизор, не ощущая давления на себя, может приближаться к ревизуемому на опасно близкое расстояние. Конечно, он бы вряд ли решился бы на это, если бы находился с ним в отношении конфликта.

В общении людей получаются так называемые кольца ревизии:

 

Дон Кихот                                                                                                  Максим

 

 

 


Достоевский                                                                                              Наполеон

 

Дюма                                                                                                           Гамлет

 

 

 


Штирлиц                                                                                                      Бальзак

 

Робеспьер                                                                                                  Гексли

 

 

 


Жуков                                                                                                         Драйзер

 

Гюго                                                                                                            Габен

 

 

 


Есенин                                                                                                         Джек

 

В данном случае ситуация характеризуется тем, что самое безобидное слово ревизора ревизуемый сочтет за обиду и  непременно произойдет ссора.

Отношения тождества

Здесь партнерами оказываются люди одинакового соционического типа. В их информационных каналах действуют функции, взаимно идентичные.  Информация поэтому легко передается от одного партнера к другому.

Такие отношения исключительно продуктивны в контактах «учитель-ученик». Никто не может обучить быстрее, чем «тождик» Но как только знания выравниваются, люди становятся неинтересны друг другу, ибо ничего не в стостоянии друг другу сообщить. На одинаковый раздажитель у них одна и та же реакция. Оба сильны и оба слабы в одних и тех же областях, так что не могут ожидать поддержки друг от друга по своим слабым функциям. Бывает и так, что им не о чем даже беседовать друг с другом.

Отношения суперэго

Может оказаться так, что один партнер помогает другому там, где второй чувствует себя неуверенно. В целом эти отношения вполне комфортны. Но может оказаться и так, что будет нанесен внезапный сильный удар по слабым точкам человека.

Робеспьер и Драйзер

Габен и Есенин

Дон Кихот и Наполеон

Достоевский и Максим

Деловые отношения

Отношения могут быть стабильными только в сфере совместной деятельности. Во всех других жизненных ситуациях есть риск непонимания и взаимной усталости.

Робеспьер и Достоевский

Дон Кихот и Жуков

Есенин и Дюма

Отношения активации

Утомление друг от друга может наступить в связи с разными темпами жизни, поскольку один партнер рационален, другой иррационален.

Есенин и максим

Гексли и Штирлиц

Отношения квазитождества

Их объединяет общность интересов. Но каждому из них кажется, что другой ему в чем-то уступает, и они этим втайне гордятся. Конфликты в этих отношениях редки. Если в дальнейшем сотрудничестве нет смысла, партнеры легко расстаются. Если есть смысл – так же легко находят контакт.

Бальзак и Робеспьер

Гексли и Гамлет

Отношения социального заказа

Эти отношения асимметричны. Хорошей обратной связи здесь нет. Этим и определяется характер отношений: все, что говорит и делает подзаказный, заказчику кажется не слишком важным и значимым. Заказчик наоборот воспринимается подзаказным как весьма значимая фигура.

Здесь также можно построить «кольцо социального заказа»:

 

Дон Кихот                                                                                                  Гамлет

 

 

 


Штирлиц                                                                                                     Наполеон     

 

 

Дюма                                                                                                           Максим

 

 

 


Достоевский                                                                                              Бальзак                                                                                                                  

Робеспьер                                                                                                  Габен

 

 

 


Есенин                                                                                                         Драйзер

 

 

Гюго                                                                                                            Гексли

 

 

 


Жуков                                                                                                         Джек             

           

Характеристика соционических психотипов.

психотип

главное

плюсы

минусы

профессия

Имена

Штирлиц

Администратор

Реалистичность, разумно направлен

ный труд

Последователен, аккуратен,

Законник, фотографи

ческая память

Боится неизвестности, не терпит изворотливости в други

 

Любая практичес-кая деятель-ность (хирург, администра-тор, юрист)

Столыпин, Коль, Станиславский,

Ливанов

Габен

Мастер

Баланс, гармония во всем

Целеустремленный

скурпулезный

Дистанцируется, т.к. боится показаться смешным

Индивидуальная практическая деятельность(художник, дизайнер, музыкант, кулинария)

Сименон,

Кристи,

Розенбаум

психотип

главное

плюсы

минусы

профессия

Имена

Жуков

Организатор

Воля и решительность

Умеет  создать комфорт, работает крупномасштабно

Плохо чувствует других людей

Организатор, любая силовая структура

Петр 1, ленин, лужков, Ахматова

Максим

Систематик

Структура во всем

Коллекционер

Дисциплинирован, иерархия - все

Не видит перспективу развития событий

Бухгалтер, диспетчер, математик, издатель

Михалков

Говорухин

Леонтьев

Вайкуле

Джек

Предприни

матель

Активная жизненная позиция

Создает эффективно действующие системы. Учитывает все детали

 

Не может создать комфорт в быту, не разбирается в состоянии своего здоровья

Рационализатор

Изобретатель

Менеджер

педагог

Кеннеди

Ньютон

Суворов

Бельмондо

 

Бальзак

Критик

Свое место в череде событий

Умеет выбрать наиболее оптимальный вариант

Видит перспективу

Дестанцируется, но вспыльчив, не терпит фамильярности

Политика

Наука

Военное дело

Философия

Бетховен

Кутузов

Хакамада

Ширвиндт

Дон Кихот

Искатель

Разгадка тайн бытия

Находит логику во всем, создает новые теории

Плохо чувствует отношение к себе, задает слишком высокую планку

Фундаментальные исследования, бизнесс, книгоиздание

Эйнштейн

Циолковский

Вернадский

Никулин

Ришар

Робеспьер

Аналитик

Открытие закономерностей

Точен

Аккуратен

Предвидит крупные события

Не выносит нажима

Преподаватель

Методист

музыкант

Юнг

Чехов
Рахманинов

Гюго

энтузиаст

Радость и удобство

Нравственен

Общительный

Создает уют

Реалис, не умеет мечтать

Не может выполнять планомерную работу

Сфера услуг

ПР, реклама

актер

Штраус

Орлова

Якубович

 

 

 

Дюма

Посредник

комфорт

Гурман и эстет, создает комфорт везде

Уклонение от проблем

общителен

Спонтанность поведения

Артист

Музыкант

Художник

Медик

Дизайнер

кулинар

Озеров

Юдашкин

Маккартни

Наполеон

Лидер

слава

Напористый

Целеустремленный

Эстет

карьерист

Хаотичность поведения

Играет роль

Переоценивает свои возможности

Политики

Юристы

Секретари

Горбачев

Пугачева

Тэйлор

Меркьюри

Драйзер

Хранитель

Этика, мораль

Эмоциональный

аккуратный

Вспыльчивый, плохо видит скрытые причины

Работник социальной сферы

Тургенев

Островский

Гамлет

Артист

Эмоции, накал

Управляет своими и чужими эмоциями

Богатая фантазия

Не может заботиться о здоровье, тратить деньги

Гнет свою линию

Не может вписаться в систему

Электронные СМИ. Театр

Психолог

Гитлер

Жириновский

Чаплин

Репин

Есенин

Лирик

воображение

Ясновидец

Смотрит в душу людей

Умеет повлиять на людей без конфликта

Поддается настроению

Не может создать комфорт

Не лидер

Гуманитарная деятельность

Только не производство

Шопен

Даль

Гексли

Инициатор

Увидеть перспективу

Видит новые возможности

Прогнозирует

Сдержан

Жонглирует настроением окружающих

Не вписывается в рамки

Человек настроения

Предприниматель

Игрок

психолог

Моцарт

Рязанов

Миронов

Достоевский

Гуманист

Гармония отношений между людьми

Участлив

Эмоционален

Отходчив

Чутье перспективы

последователен

Давление не приемлет

Тиранит себя разного рода долженствованиями

Слаб в быту

Религия

Просветительство

Педагогика

психология

Ван Гог

Лихачев

Паустовский

 

Помимо того, что уровень конфликта можно определить на основе теории взаимодействия соционических типов, существует еще и классификация конфликтных личностей, которую также необходимо учитывать:

Тип  конфликтной личности

Поведенческие характеристики

демонстративный

Хочет быть в центре внимания

Любит хорошо выглядеть в глазах других

Его отношение к людям определяется тем, как они относятся к нему

Ему легко даются поверхностные конфликты

Любуется, подчеркивает свои страдания

Эмоциональное поведение преобладает над рациональным

Планирование деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь

Избегает систематической,  кропотливой работы

В ситуации конфликта чувствует себя неплохо

ригидный

Подозрителен

Обладает завышенной самооценкой

Постоянно требует подтверждения собственной значимости

Часто не учитывает изменение обстоятельств

Прямолинеен, негибок

С трудом принимает точку зрения окружающих

Уважение окружающих воспринимает как должное, а критику как обиду

Болезненно обидчив, повышенно чувствителен

неуправляемый

Импульсивен, недостаточно контролирует себя

Ведет себя вызывающе, агрессивно

Игнорирует нормы общения

Высокий уровень притязаний

Несамокритичен

Недостаточно развита способность соотнести свои поступки с целями и обстоятельствами

Не способен опираться на прошлый опыт

сверхточный

Скрупулезно относится к работе

Предъявляет повышенные требования к себе

Обладает повышенной тревожностью

Чрезмерно чувствителен к деталям

Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих

Мнителен

Неврастеничен

Сдержан во внешних (особенно эмоциональных) проявлениях

Не чувствует реальные взаимоотношения в группе

«бесконфликтный»

Неустойчив в оценках и мнениях

Обладает легкой внушаемостью

Внутренне противоречив

Характерна некоторая непоследовательность поведения

Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях

Недостаточно хорошо видит перспективу

Зависит от мнения окружающих

Излишне стремится к компромиссу

Не обладает достаточной силой воли

Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих

 

Принципы профилактики конфликта:

1.  Не стоит пытаться прогнозировать и предупреждать те конфликты, которые не имеют к вам непосредственного отношения. Это должен делать специалист

2.  Не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его.

Социально-психологические условия профилактики конфликта:

1.  соблюдение баланса ролей...

2.  соблюдение баланса взаимозависимости в решениях и действиях. Каждый человек хочет быть независимым и делать то, что он хочет делать. Важно поддерживать баланс между этой внутренней независимостью и внешней зависимостью человека: а) разработка нормативных процедур, б) озвучивание всех социальных процессов (потому что), в) демонстрация собственной зависимости.

3.  баланс взаимных услуг

4.  баланс ущерба

5.  сбалансированность самооценки и внешней оценки

Здесь существует определенная проблема:

Речь идет не об объективной, а о субъективной оценке этого баланса. На самом деле баланса может и не быть, он может вам только казаться. В этом случае ситуация перерастет в конфликт.


 

2.  Технология предупреждения конфликтов

Предупреждать конфликт можно двумя формами поведения: влияя на свое поведение и воздействуя на психику оппонента.

Что можете лично вы:

1.  уметь оценивать ситуацию как предконфликтную.

С этой целью составляется карта потенциального конфликта, т.е. карта, отражающая устремления сторон в конфликтной ситуации. Эта же карта позволяет и структурировать существующий уже конфликт для того, чтобы определить эффективность той или иной стратегии в конфликте:

 

 


                                                           Чего хочет

                                                           Чего опасается

     кто

 

     кто

 
 

 


               

    Предмет 

 
                       Чего хочет                                       Чего хочет

                        Чего опасается                               Чего опасается

 

    кто

 
 

 


                                                   Чего хочет

                                           Чего опасается   

 

 

2. После такого анализа необходимо принять решение о принципиальном участии или неучастии в конфликте.

Необходимо следовать следующим принципам:

1.  не идти на конфликт, если не уверены, что оппонентом правильно поняты ваши мотивы.

2.  Снижать по возможности личный фон устойчивой тревожности и агрессии (многочисленные тренинги)

3.  Избегать предконфликтных ситуаций при переутомлении и перевозбужеднии. (суточные колебания)

4.  Чаще практиковать в конфликтных ситуациях сотрудничество, компромисс, избегание и уступку. Сначала это трудно, но со временем ваше Я начнет воспринимать это поведение как естественное.

5.  Не давать предварительных оценок и не ожидать единственно желаемого результата.

Способы и приемы воздействия на оппонента:

1.  Не требуйте от окружающих того, что они не в состоянии дать (не в состоянии, а не «не хотят»). Учитывайте способности и возможности людей.  Ставьте реальные сроки.

2.  Не перевоспитывайте человека (до 5 лет). Все новое в природе и обществе создается достаточно медленно. Если вас в человеке не устраивает какая-либо черта характера, имеются две стратегии по ее устранению: вы начинаете периодически указывать ему на эту черту, говорить, что она мешает вам и другим членам коллектива, или в ходе беседы, сделав человеку комплемент, вы мягко говорите ему о недостатке, подчеркивая, что с ним вполне можно жить, но без него человек стал бы еще лучше.  Вы не стремитесь заставить человека, а стремитесь сформировать у него убеждение, что что-то нужно сделать.

3.  Оценивайте психологическое состояние партнера по общению и избегайте острых тем, если оно нестабильно.

4.  Занимайте твердую позицию по отношению к проблеме и мягкую по отношению к оппоненту.

5.  Заранее информируйте людей о ваших решениях, затрагивающих их интересы.

6.  Не увеличивайте число обсуждаемых проблем в ходе беседы.

Процесс эффективного общения в предконфликтной ситуации непосредственно связан с уровнем рациональности поведения. Известно, что всплеск эмоций в предконфликте обязательно переводит его в конфликтную фазу. Поэтому управление эмоциями в конфликтном взаимодействии является одним из необходимых условий предупреждения конфликт.

Существует большое число техник эмоционального контроля.

Одна из таких техник – визуализация. Процесс визуализации сводится к тому, чтобы представить себя делающим или говорящим что-то.

Вторая техника – заземление. В этом варианте вы представляете гнев, который входит в вас, как пучок отрицательной энергии. Затем вы представляете себе, что эта энергия спускается вниз и спокойно уходит в землю.

Еще одна техника предлагается Д.Скоттом. Это проецирование и уничтожение в форме проекции. Этот способ состоит в том, что вы излучаете свой гнев и проецируете его на некий воображаемый экран. Затем вы берете воображаемую лучевую пушку и уничтожаете проекцию (это дает выход желанию насильственных действий) С каждым попаданием ваше раздражение ослабевает и в конечном итоге исчезает вовсе.

Еще один способ – очищение энергетической ауры. С этой целью следует встать или сесть и сделать ряд движений руками над головой, представляя себе, что так вы очищаете энергетическую оболочку тела.

Все эти способы действуют только на уровне вашей психики и, безусловно, не претендуют на реальное энергетическое воздействие. Однако конфликт – это продукт вашей психической деятельности. Поэтому бороться с ним необходимо по его же правилам и на его территории.

Если вас упорно втягивают в нежелательный конфликт, лучший способ не вступить в него – прибегнуть к технике анализа. Задавайте себе вопросы: «Почему он так себя ведет? Чего он хочет на самом деле?» Ищите ответ. Если вам удастся его найти, вы почувствуете себя выше конфликта. Но даже и в случае неудачи вы отстранитесь от ситуации. Однако ваш оппонент не должен догадаться о проделываемых манипуляциях.  Такая тактика называется еще рационализацией эмоций.  Закрепите ее глубоким дыханием. Когда человек волнуется, кислород перестает поступать в тормозящие отделы мозга. Вспомните фразу: «Дышите глубже! Вы взволнованы».

Не используйте конфликтогены.

3.  Оптимальные управленческие решения

как условие предупреждения конфликтов

В конфликтах по вертикали огромное значение имеет стиль руководства коллективом и то, каким образом осуществляется подготовка к изменениям в управлении коллективом.

Порывы руководителя могут быть благотворны и в принципе иметь прекрасную перспективную цель, но они могут совершенно выбиваться из общего потока дел в той или иной организации, или быть совершенно недостижимыми. Это необратимо приведет к конфликтам. Каким образом необходимо принимать решение, налагающее отпечаток на деятельность какой-либо группы людей?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.описательная модель :    подробная, разносторонняя информация (разные источники) описание не только фактов, но и способов их функционирования

2.  объяснительная модель: система причин ( ключевые, главные и второстепенные)

3.  прогностическая модель: что будет, если мы ничего не сделаем ( при условии самого неблагоприятного стечения обстоятельств наилучший вариант наиболее вероятный вариант)

4.  модель целей: конечных (стратегических), промежуточных (оперативных) и ближайших ( тактических). Программа минимум и программа максимум

5. модель управления: каким образом делать. Ведущий принцип - модель преобразования не должна быть глубже модели представлений об объекте.

Далее оценивается результат преобразования, и если он положительный. Деятельность по преобразованию прекращается, а если отрицательный -либо повторяет полный цикл, либо идет по упрощенной схеме.

 

3.  Компетентная оценка результатов деятельности как условие предупреждения конфликтов

Мы с вами в состоянии что-то оценивать только в процессе сравнения. С чем в принципе может сравнивать человек? Существует пять способов оценки результата:

 

степень решения

проблемы

                                                   «идеал» -                               идеальное решение проблемы по                            

                                                                                                              представлению оценивающего

 

                                                   «норма»-                                               требования нормативных документов

                                                                                                              к решению проблемы

 

                                                   «цель»-                                  цель деятельности

 

                                                               «другие»-                              степень решения данной проблемы в

других подразделениях

 

«результат»-                           результат решения проблемы в оцениваемо    подразделении  на момент  оценки

 

«начало»-                             степень решения проблемы в начале деятельности

 

 

 

Когда оценивается качество выполнения важных задач, используется способ «результат-цель» (в качестве вспомогательного - «результат-начало»).

«Результат - другие» используется руководителями среднего и высшего звена.

 «Результат - идеал» выполняет перспективную цель, но не может быть определяющим.

 

Hosted by uCoz