http://www.conflictologiy.narod.ru |
Лекция 8 . Конструктивное
разрешение конфликта
Вопросы: 1. Формы и критерии
завершения конфликтов
2. Условия и факторы
конструктивного разрешения конфликта
3. Логика, стратегии и способы
разрешения конфликта
4. Переговорный процесс при
межличностном конфликте
1. Формы и
критерии завершения конфликтов
Общим
понятием, описывающим финал конфликта, является понятие завершение конфликта,
т.е. это - прекращение его существования в любой форме.
Используются
и другие понятия. Которые характеризуют суть процесса завершения конфликта:
затухание
преодоление
пресечение
пригашение
саморазрешение
угашение
урегулирование
устранение
улаживание и др.
Основные формы завершения конфликта:
Завершение конфликта |
|||||
Самостоятельно оппонентами |
Вмешательство третьих лиц |
||||
Затухание конфликта |
Разрешение конфликта |
Урегулирование конфликта |
Устранение конфликта |
||
Потеря мотива к борьбе |
п е р е г о в о р ы Сотрудничество |
Перевод одного или обоих оппонентов на другое место работы (увольнение) |
|||
Переориентация мотива |
Компромисс Уступки одной из сторон |
Изъятие объекта конфликта |
|||
Истощение ресурсов, сил |
Перерастание в другой конфликт |
Устранение дефицита объекта конфликта |
|||
n Разрешение - совместная деятельность его участников, направленная на прекращение
противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение
конфликта предполагает активность обеих сторон по изменению условий
взаимодействия и устранению причин конфликта.
n Урегулирование - в устранении противоречий принимает участие третья сторона
n Затухание - временное прекращение противодействия при сохранении основных
признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений.
Причины
затухания:
1. истощение ресурсов обоих
сторон
2. потеря мотива к борьбе
3. переориентация мотива
n Устранение - воздействие на конфликт, в результате которого ликвидируются его
основные структурные компоненты.
Способы
устранения:
1. изъятие из конфликта одного
из оппонентов
2. исключение взаимодействия
оппонентов на длительное время
3. устранение объекта
4. устранение дефицита объекта
n Перерастание в другой конфликт - в отношениях сторон возникает новое, более
значимое противоречие
Исход
конфликта - результат борьбы с точки зрения сторон. Исходами конфликта могут
быть:
n устранение одной или обеих
сторон
n приостановка конфликта
n победа одной из сторон
n деление объекта конфликта
n согласие о правилах
совместного использования объекта
n равнозначная компенсация
одной из сторон за овладение объектом другой
n отказ обеих сторон от
посягательств
n альтернативное определение
таких объектов, которые удовлетворяют интересы обеих сторон
Основной
критерий разрешенности конфликта - удовлетворенность сторон результатом.
Для
окружающих важны и такие параметры, как степень разрешения противоречия,
лежащего в основе конфликта (от этого зависит степень нормализации отношений
сторон и взаимоотношений с другими людьми) и победа правого оппонента.
2. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликта
Условия:
n Прекращение конфликтного
взаимодействия
n Поиск близких или даже общих
точек соприкосновения (карта конфликта)
n снижение интенсивности
негативных эмоций
n устранение «образа врага» (у
себя. У оппонента: «с небес на землю»)
n объективный взгляд на
проблему
n учет статусов друг друга
n выбор оптимальной стратегии
разрешения
Факторы:
n время: сокращение времени
ведет к увеличению вероятности выбора агрессивного поведения
n третья сторона: участие
третьих лиц, стремящихся урегулировать конфликт, приводит к более спокойному
его протеканию и скорому разрешению
n своевременность: чем раньше
стороны преступают к урегулированию, тем лучше
n равновесие сил: если стороны
приблизительно равны, у них нет другого выбора. Помимо поиска компромисса
n опыт: наличие опыта в
разрешении конфликта хотя бы у одной из сторон приводит к ускорению его разрешения
n отношения: хорошие отношения
сторон до конфликта ускоряют его разрешение
3. Стратегии и способы
разрешения конфликта
Разрешение конфликта -
многоэтапный процесс, имеющий свою логику.
1. Аналитический этап - сбор и
оценка информации по следующим проблемам:
-объект
конфликта
-оппонент
-собственная
позиция
-причины и
непосредственный повод
-социальная
среда
-вторичная
рефлексия
2. Прогнозирование варианта
решения:
-наиболее
благоприятный
-наименее
благоприятный
-что будет, если
просто прекратить действия
3. Действия по реализации
намеченного плана
4. Коррекция плана
5. Контроль эффективности
действий
6. Оценка результатов конфликта
Стратегии
разрешения конфликта - основные линии действия оппонентов по выходу из конфликта. Понятие
стратегии в нашем контексте имеет три существенных момента, которые следует
учитывать при анализе конфликтов и выборе адекватных действий.
Во-первых, в
стратегии заложены самые общие установки и ориентиры на результат конфликта.
Очевидно, формально-логическое содержание таких ориентиров сводится к четырем
вариантам:
Односторонний
выигрыш;
Односторонний
проигрыш;
Взаимный
проигрыш;
Взаимный
выигрыш.
Данные варианты
нашли отражение в конкретных стратегиях переговоров Р.Фишера, У.Юри,
У.Мастенбрука и других исследователей. Такими стратегиями являются:
Выигрыш-проигрыш
Проигрыш-выигрыш
Проигрыш-проигрыш
Выигрыш-выигрыш
Во-вторых,
установки и ориентиры на результат в той или иной стратегии формируются у
субъектов взаимодействия на основе анализа соотношения интересов, а также
возможностей, сил и средств. При этом важно учитывать факторы, влияющие на
анализ:
-
личностные
качества конфликтующего, его мышление, опыт, характер, темперамент,
-
информация, которой располагает субъект о
себе и своем противнике. Когда человек получает первый конфликтный удар в свой
адрес, огромное значение имеет приписываемое оппоненту намерение. Предугадывать
чужое намерение может только человек. Это не свойственно ни одному животному. И
в случае конфликта очень важно то намерение. Которое вы приписываете
нападающему. Рассмотрим следующие ситуации: а) деликатный, всегда вежливый
человек наступил вам на ногу; б) вам на ногу наступил человек, о котором вам
известно, что ему наплевать на окружающих и на вас в частности. Предположим.
Что оба наступили вам на ногу с одинаковой силой. Можно с огромной степенью
достоверности предположить, что вторая ситуация вызовет у вас агрессивную
реакцию, тогда как вежливому человеку вы простите его поведение.
-
Другие
субъекты социального взаимодействия, находящиеся в зоне конфликта
-
Содержание
предмета конфликта, образа конфликтной ситуации, а также мотивов субъектов
В-третьих, выбор
той или иной стратегии в переговорном процессе. Вернемся к разговору о них:
Тип стратегии |
Стратегические цели |
Факторы стратегии |
Выигрыш-проигрыш |
Выигрыш за счет проигрыша
оппонента |
Предмет конфликта; завышен
образ конфликтной ситуации; поддержка конфликтанта в форме подстрекательства
со стороны участников социального взаимодействия; конфликтная личность |
Проигрыш-выигрыш |
Уход от конфликта, уступка
оппоненту |
Предмет конфликта; занижен
образ конфликтной ситуации; запугивание в форме угроз, блефа и т.п.; низкие
волевые качества, личность конформистского типа |
Проигрыш-проигрыш |
Самопожертвование во имя
гибели противника |
Предмет конфликта;
неадекватен образ конфликтной ситуации; личность конфликтующих (природная или
ситуативная агрессивность); отсутствия видения других вариантов решения
проблем |
Выигрыш-выигрыш |
Достижение взаимовыгодных
соглашений |
Предмет конфликта;
адекватен образ конфликтной ситуации; наличие благоприятных условий для
конструктивного разрешения проблемы |
Если мы
посмотрим на эти стратегии, то увидим, что в принципе они соответствуют
стратегиям поведения в конфликте. Это неудивительно, ведь они являются
продолжением последних. Речь идет о стратегиях соперничества, компромисса,
уступки и сотрудничества. Отсутствует только избегание, поскольку в случае
применения в конфликте стратегии избегания не может идти речь о его окончательном разрешении.
В случае
сочетания стратегии дают определенные результаты - способы.
Стратегия первой стороны |
Стратегия второй стороны |
Способы разрешения конфликта |
Соперничество |
Уступка |
Уступка |
Компромисс |
Компромисс |
Компромисс |
Компромисс |
Сотрудничество |
а) симметричный |
Компромисс |
Уступка |
|
Компромисс |
Соперничество |
б) асимметричный |
Сотрудничество |
Сотрудничество |
Сотрудничество |
Наиболее вероятно использование компромисса, как шага навстречу, который делает хотя бы одна сторона, для того, чтобы разрешить конфликт. Ценность компромисса в том, что он может быть достигнут даже в том случае, если стороны выбирают разные стратегии.
В основе
компромисса лежит технология уступок сближения, или, как ее еще называют -
торг. Компромисс имеет и свои недостатки:
n урезанные соглашения
n почва для уловок
n ухудшение отношений
Максимально
эффективен для полного разрешения конфликта способ сотрудничества. Он сводится
к следующему:
n отделение людей от проблемы
n внимание интересам, а не
позициям: спрашивайте «почему?» и «почему нет?»
n предлагайте взаимовыгодные
варианты
n используйте объективные
критерии.
Кроме того, существуют различные способы разрешения каждого типа конфликта.
4. Переговорный процесс при
межличностном конфликте
В решении межличностного конфликта очень часто используют манипулятивные приемы, которые нужно знать.
Чаще всего
встречаются:
-
ссылки
на авторитет
-
выдергивание
отдельных фраз из контекста
-
уход
от темы разговора
-
намеки
-
лесть
-
шутки-высмеивания
-
предсказание
ужасных последствий.
Это
так называемые простые приемы. Есть и более сложные:
-
имитация
решения проблемы
-
альтернативные
формулировки вопросов. Требующие ответа «да» или «нет»
-
сократовские
вопросы (техника первого «да»)
-
оттягивание
решения и др.
Для того, чтобы успешно противостоять манипуляциям, необходимо знать их и уметь выбрать правильный ответ. Вот несколько примеров с ответами на манипуляции, основанные на «правилах приличия» и «справедливости»:
Способ поведения |
Ожидаемая реакция |
Способ противодействия |
Патетическая просьба «войти в положение» |
Вызвать благосклонность и великодушие |
Не брать на себя обязательств |
Создание видимости того, что позиция оппонента слишком сложна и непонятна |
Принудить партнер раскрыть больше информации, чем ему нужно |
Спросить о том, что именно непонятно |
Изображение делового партнера, представление существующих проблем как несущественных, побочных вопросов |
Показать, что вы – умудренный опытом человек, которому не пристало осложнять жизнь другим |
Твердо указать на то, что есть много препятствий для решения проблем |
Поза «благоразумности» и «серьезности», авторитетные заявления, основанные на «очевидных» и «конструктивных» идеях |
Страх показаться глупым, несерьезным и неконструктивным |
Заявить, что некоторые очень важные аспекты еще не были приняты во внимание |
Манипуляции,
направленные на унижение оппонента:
Способ поведения |
Ожидаемая реакция |
Способ противодействия |
Указание на возможную
критику действий оппонента со стороны его клиентов или общественности |
Пробуждение чувства
опасности и неуверенности |
Выразить возмущение тем,
что вторая сторона опускается до таких методов |
Постоянная демонстрация
упрямства, самоуверенности |
Заставить оппонента быть
просителем, показав ему, что его методы не успешны |
Относиться ко второй
стороне скептически, не терять уверенности в себе |
Постоянное подчеркивание
того, что аргументы оппонента не выдерживают никакой критики |
Пробудить чувство
бессилия, установку, что другие аргументы будут несостоятельны |
Вежливо сказать, что
вторая сторона не совсем правильно вас поняла |
Постоянно задаваемые
риторические вопросы относительно поведения или аргументации оппонента |
Породить тенденцию
оппонента отвечать в ожидаемом ключе, либо вообще не отвечать вследствие
чувства бессилия |
Не отвечать на вопросы,
ненавязчиво заметить, что вторая сторона формулирует проблему не совсем
корректно |
Проявление себя как
«милого и подлого», то есть демонстрация дружественности и вместе с тем
постоянное возмущение |
Породить неуверенность,
дезориентировать и напугать оппонента |
С прохладой относиться как
к дружелюбию, так и к возмущению со стороны оппонента. |
Стремление показать, что зависимость
оппонента намного больше, чем это есть на самом деле |
Завоевать авторитет и
заставить оппонента усомниться в себе настолько, чтобы он не в состоянии был
сохранить занятую позицию |
Продолжать задавать
критические вопросы, реагировать демонстративно хладнокровно |
Однако все эти манипуляции очевидны и просты. Им можно с легкостью
противостоять, если уметь определять их. Существует уровень манипуляций,
который выявить достаточно проблематично. Чаще всего такие манипуляции
проявляются во взаимоотношениях очень близких людей и являются долгосрочными.
Так, например, в нашем социуме (особенно в семейных отношениях)
чрезвычайно широко распространена манипуляция через чувство вины и идею
жертвенности. Первое формируется как реакция на детско-родительские взаимоотношения,
вторая также опирается на них и подкрепляется социализацией идеи жертвенности.
Еще одна распространенная манипуляция – манипуляция верностью. Я верен,
следовательно, ты должна мне тоже. Я верен не потому, что мне так хочется, а
потому что уважаю тебя, жалею. Ты должна делать то же самое. В случае измены
действует манипуляция чувством вины.
Довольно распространена манипуляция игнорированием. Не замечай партнер
или каких-либо его потребностей, человек те самым привязывает его к себе, заставляет все время доискиваться
причин такого безразличия и искать дефекты в себе самом.
Манипуляция преследует, как правило. Иерархические цели и всегда является
средством компенсации и самоутверждения.
Главное – учиться постепенно распознавать манипуляцию и уметь
противостоять ей в конфликте.